C 18 января 2016 года в Петербурге включена в воздействие новая административная операция в сфере жилищного строительства. Сейчас для постройки и реконструкции жилых многоэтажных домов и обслуживающих объектов заказчики застройщики должны согласовать их архитектурно-градостроительный вид.
Обязанность получить согласование архитектурно-градостроительного вида предмета в сфере жилищного строительства была закреплена в петербургском законе еще в прошедшем сезоне Законом Петербурга от 13.07.2015 N 477-93. Этот документ внес изменения в местный Закон «О градостроительной деятельности в Петербурге». Но фактически выдача таких разрешений стала вероятной лишь вслед за утверждением режима их представления Законом Петербурга от 02.12.2015 № 692-147 , вступившим ввиду с 18.01.2016 (потом – Закон № 692-147). нормативно правовой предпосылкой для возвращения операции согласования архитектурного вида зданий, наличествовавшей еще во время СССР, послужило принятие распоряжения Руководства РФ от 30.04.2014 № 403, утвердившего доскональный список операций в сфере жилищного строительства
Так, формулировки Закона № 692-147 разрешают требовать от заказчика застройщика получения согласования вида не только жилых многоэтажных домов и прямо связанных с ними объектов, но и других зданий, в частности нежилых, в случае если согласно с классификатором, они предназначены для обслуживания жилой застройки. Обобщенный список согласуемых объектов расположен на интернет сайте Комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга (КГА).
Не требуется согласовывать архитектурный вид объектов достояния культуры (для них притязания к фасадам определяются охранным обязанностью) и расположенных на их местности зданий, ИЖС и линейных объектов. Помимо этого, от согласования избавлены проекты тех заказчиков застройщиков, которые успели подать заявление на выдачу градостроительного замысла земельного надела до начала применения данного режима согласования.
Согласно с Законом № 692-147, согласование выполняется на базе оценки представленных заказчиком застройщиком либо техническим клиентом документов на соотношение или несоответствие сообщённого вида предмета архитектурному виду Санкт-Петербурга. Состав и форма материалов архитектурно-градостроительного вида предмета утверждены распоряжением КГА от 05.02.2016 № 209-1. В процессе согласования КГА оцениваются «композиционные приемы» и «фасадные решения», включая высоту здания, материалы фасада и стилевые характеристики. В случае если предмет будет признан подобающим архитектурному виду города, Комитет выдаст подателю заявления заключение о согласовании. нормативно правовой период на принятие КГА решения образовывает 15 рабочих суток. Вид зданий, размещённых внутри границ территорий защиты объектов достояния культуры, согласовывается с учетом заключения КГИОП.
Одновременно с этим, многие специалисты в области недвижимости и строительства высказывают обоснованные замечания к самой операции принятия властями решений о согласовании. Прежде всего, это отсутствие в Законе № 692-147 точных юридических параметров согласования. Указание на потребность учета «расположения предмета относительно окружающих его архитектурных объектов», «возможности градостроительной интеграции предмета в архитектурный вид Петербурга», «возможности сохранения сложившихся характерных черт пространственной компании и функционального избрания муниципальный среды» не только не додаёт ясности, но и очевидно говорят об оценочном характере принимаемых КГА решений. Основание для отказа КГА в согласовании кроме того выражено достаточно размыто: отмечено только, что отказ вероятен «при несоответствии архитектурно-градостроительного вида предмета архитектурному виду Петербурга». Вдобавок определение такого несоответствия оставлено целиком и полностью на благоусмотрение КГА, как полномочного государственного органа.
Оценить обоснованность решения государственного органа очень трудно. Неясность нормативных формулировок разрешает с одинаковой возможностью обосновать как соотношение, так и несоответствие согласуемого вида предмета архитектурному виду города исходя из личных предпочтений и вкусов чиновников, ответственных за согласование . Судам еще лишь предстоит образовать практику по делам об обжаловании отказов в выдаче таких согласований, но уже сейчас возможно с уверенностью заявить, что судебное обжалование отказов фактически не имеет возможности. Так как судьи, не являясь экспертами в области архитектуры, при разрешении споров будут вынуждены принимать в расчет главным образом мнение КГА как органа, полномочного на оценку архитектурного вида здания и города. Это машинально послужит причиной к признанию абсолютно законным любого отказа в согласовании вида, в случае если КГА не допустил формальных нарушений операции согласования. Поэтому такая практика к настоящему времени сложилась по делам об обжаловании отказов в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций из-за нарушения ими внешнего архитектурного вида сложившейся застройки Петербурга.
Помимо этого, фактически градостроительная документация (градостроительные замыслы земельных участков, проекты планировки и межевания местности) часто употребляется органами власти в качестве инструмента воздействия на общестроительные организации. Негласным условием ее одобрения оказывается принятие заказчиком застройщиком обязанностей по выстраиванию общественных и инфраструктурных объектов и предстоящей их передаче в гос собственность (нередко бесплатно). В таковой ситуации неясность и оценочный характер параметров согласования открывает широкое поле для коррупции и злоупотреблений со стороны чиновников. Риск субъективизма при согласовании возможно было бы уменьшить, предусмотрев неукоснительный учет мнения опытного сообщества в сфере градостроительства и архитектуры, к примеру, Градостроительного совета при Руководстве Санкт-Петербурга по аналогии с Москвой, где согласование выполняется Архитектурным советом города. Сейчас привлечение Градостроительного совета к дискуссии проекта быть может, но не является неукоснительным.
Еще одним важным нареканием к новой операции является установленное законодательством требование № 692-147 и Закона Петербурга « О градостроительной деятельности в Петербурге » о согласовании архитектурно-градостроительного вида предмета до одобрения в соответствии с правилами градостроительного замысла земельного надела. Таким образом, законом Санкт-Петербурга включено добавочное, не установленное федеральным законом, условие получения градплана. К тому же, положения ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ обязывают полномочных орган выдавать градплан заинтересованному лицу без каких-либо добавочных условий и документов, помимо связанных с возможностью аутентификации обратившегося лица, что подтверждается сложившейся практикой судов и пояснениями Министерства строительства и ЖКХ РФ.
Нельзя исключать, что положения упомянутых законов Петербурга о согласовании вида здания до выдачи градплана могут быть в грядущем обжалованы в суде, учитывая их несоответствие федеральному закону. Так, Определением Верховного Суда РФ от 16.03.2016 № 78-АПГ16-2 были признаны неактуальными обособленные пункты Административного регламента КГА, обязывающие подателей заявления для получения градплана представлять технические условия подключения предмета к сетям инженерно-технического обеспечения.
Справедливости для напомним, что согласование архитектурного вида жилой застройки, все же предупредит появление явных градостроительных оплошностей. Таким образом, ввод добавочной административной операции, частично, оправдает увеличение периодов строительства и расходов заказчиков застройщиков. Возможно, что субъективность параметров оценки архитектурных решений не станет препятствием для продвижения увлекательных, с позиций современной архитектуры, проектов.
Обязанность получить согласование архитектурно-градостроительного вида предмета в сфере жилищного строительства была закреплена в петербургском законе еще в прошедшем сезоне Законом Петербурга от 13.07.2015 N 477-93. Этот документ внес изменения в местный Закон «О градостроительной деятельности в Петербурге». Но фактически выдача таких разрешений стала вероятной лишь вслед за утверждением режима их представления Законом Петербурга от 02.12.2015 № 692-147 , вступившим ввиду с 18.01.2016 (потом – Закон № 692-147). нормативно правовой предпосылкой для возвращения операции согласования архитектурного вида зданий, наличествовавшей еще во время СССР, послужило принятие распоряжения Руководства РФ от 30.04.2014 № 403, утвердившего доскональный список операций в сфере жилищного строительства
Притязания законодательства
Согласно с Законом № 692-147, неукоснительное согласование архитектурно-градостроительного вида требуется для всех объектов капитального строительства с видами разрешенного применения:- «жилая застройка» (предназначенных для постоянного проживания);
- «обслуживание жилой застройки».
Так, формулировки Закона № 692-147 разрешают требовать от заказчика застройщика получения согласования вида не только жилых многоэтажных домов и прямо связанных с ними объектов, но и других зданий, в частности нежилых, в случае если согласно с классификатором, они предназначены для обслуживания жилой застройки. Обобщенный список согласуемых объектов расположен на интернет сайте Комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга (КГА).
Не требуется согласовывать архитектурный вид объектов достояния культуры (для них притязания к фасадам определяются охранным обязанностью) и расположенных на их местности зданий, ИЖС и линейных объектов. Помимо этого, от согласования избавлены проекты тех заказчиков застройщиков, которые успели подать заявление на выдачу градостроительного замысла земельного надела до начала применения данного режима согласования.
Согласно с Законом № 692-147, согласование выполняется на базе оценки представленных заказчиком застройщиком либо техническим клиентом документов на соотношение или несоответствие сообщённого вида предмета архитектурному виду Санкт-Петербурга. Состав и форма материалов архитектурно-градостроительного вида предмета утверждены распоряжением КГА от 05.02.2016 № 209-1. В процессе согласования КГА оцениваются «композиционные приемы» и «фасадные решения», включая высоту здания, материалы фасада и стилевые характеристики. В случае если предмет будет признан подобающим архитектурному виду города, Комитет выдаст подателю заявления заключение о согласовании. нормативно правовой период на принятие КГА решения образовывает 15 рабочих суток. Вид зданий, размещённых внутри границ территорий защиты объектов достояния культуры, согласовывается с учетом заключения КГИОП.
Плюсы и минусы операции согласования
Ввод в местное закон новой административной операции получило очень двусмысленную оценку в правовом и общестроительном сообществах. С одной стороны, в далеком прошлом назрела неприятность ничем не недостаточного благоусмотрения общестроительных организаций при определении внешнего вида возводящихся зданий. Об этом свидетельствует возрастающее из года в год число включаемых в эксплуатацию объектов с вызывающими большие сомнения архитектурными преимуществами. В наивысшей степени заметно данная направленность начала проявляться в новых районах многостороннего освоения на границе с Петербургской областью.Одновременно с этим, многие специалисты в области недвижимости и строительства высказывают обоснованные замечания к самой операции принятия властями решений о согласовании. Прежде всего, это отсутствие в Законе № 692-147 точных юридических параметров согласования. Указание на потребность учета «расположения предмета относительно окружающих его архитектурных объектов», «возможности градостроительной интеграции предмета в архитектурный вид Петербурга», «возможности сохранения сложившихся характерных черт пространственной компании и функционального избрания муниципальный среды» не только не додаёт ясности, но и очевидно говорят об оценочном характере принимаемых КГА решений. Основание для отказа КГА в согласовании кроме того выражено достаточно размыто: отмечено только, что отказ вероятен «при несоответствии архитектурно-градостроительного вида предмета архитектурному виду Петербурга». Вдобавок определение такого несоответствия оставлено целиком и полностью на благоусмотрение КГА, как полномочного государственного органа.
Оценить обоснованность решения государственного органа очень трудно. Неясность нормативных формулировок разрешает с одинаковой возможностью обосновать как соотношение, так и несоответствие согласуемого вида предмета архитектурному виду города исходя из личных предпочтений и вкусов чиновников, ответственных за согласование . Судам еще лишь предстоит образовать практику по делам об обжаловании отказов в выдаче таких согласований, но уже сейчас возможно с уверенностью заявить, что судебное обжалование отказов фактически не имеет возможности. Так как судьи, не являясь экспертами в области архитектуры, при разрешении споров будут вынуждены принимать в расчет главным образом мнение КГА как органа, полномочного на оценку архитектурного вида здания и города. Это машинально послужит причиной к признанию абсолютно законным любого отказа в согласовании вида, в случае если КГА не допустил формальных нарушений операции согласования. Поэтому такая практика к настоящему времени сложилась по делам об обжаловании отказов в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций из-за нарушения ими внешнего архитектурного вида сложившейся застройки Петербурга.
Помимо этого, фактически градостроительная документация (градостроительные замыслы земельных участков, проекты планировки и межевания местности) часто употребляется органами власти в качестве инструмента воздействия на общестроительные организации. Негласным условием ее одобрения оказывается принятие заказчиком застройщиком обязанностей по выстраиванию общественных и инфраструктурных объектов и предстоящей их передаче в гос собственность (нередко бесплатно). В таковой ситуации неясность и оценочный характер параметров согласования открывает широкое поле для коррупции и злоупотреблений со стороны чиновников. Риск субъективизма при согласовании возможно было бы уменьшить, предусмотрев неукоснительный учет мнения опытного сообщества в сфере градостроительства и архитектуры, к примеру, Градостроительного совета при Руководстве Санкт-Петербурга по аналогии с Москвой, где согласование выполняется Архитектурным советом города. Сейчас привлечение Градостроительного совета к дискуссии проекта быть может, но не является неукоснительным.
Еще одним важным нареканием к новой операции является установленное законодательством требование № 692-147 и Закона Петербурга « О градостроительной деятельности в Петербурге » о согласовании архитектурно-градостроительного вида предмета до одобрения в соответствии с правилами градостроительного замысла земельного надела. Таким образом, законом Санкт-Петербурга включено добавочное, не установленное федеральным законом, условие получения градплана. К тому же, положения ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ обязывают полномочных орган выдавать градплан заинтересованному лицу без каких-либо добавочных условий и документов, помимо связанных с возможностью аутентификации обратившегося лица, что подтверждается сложившейся практикой судов и пояснениями Министерства строительства и ЖКХ РФ.
Возможности согласования архитектурных решений жилья
Согласование архитектурных решений предмета до получения градплана земельного надела идёт вразрез ст. 48 Градостроительного кодекса РФ и логически не обосновано. Исходя из распоряжения КГА от 05.02.2016 № 209-1, материалы для согласования вида предмета практически представляют из себя усеченную версию проектной документации и включают, в частности, развертку фасадов, поэтажные платы, данные об общей площади квартир и встроенных помещений. В это же время, исходным документом для архитектурно-общестроительного проектирования является градплан земельного надела, содержащий данные, нужную для проектирования и строительства (о предельной высоте здания, градостроительном регламенте, минимальных отступах от границ участка и др.). Для сравнения, в Москве и МО материалы на согласование архитектурно-градостроительного вида предмета даются уже после получения градплана.Нельзя исключать, что положения упомянутых законов Петербурга о согласовании вида здания до выдачи градплана могут быть в грядущем обжалованы в суде, учитывая их несоответствие федеральному закону. Так, Определением Верховного Суда РФ от 16.03.2016 № 78-АПГ16-2 были признаны неактуальными обособленные пункты Административного регламента КГА, обязывающие подателей заявления для получения градплана представлять технические условия подключения предмета к сетям инженерно-технического обеспечения.
Справедливости для напомним, что согласование архитектурного вида жилой застройки, все же предупредит появление явных градостроительных оплошностей. Таким образом, ввод добавочной административной операции, частично, оправдает увеличение периодов строительства и расходов заказчиков застройщиков. Возможно, что субъективность параметров оценки архитектурных решений не станет препятствием для продвижения увлекательных, с позиций современной архитектуры, проектов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий